Все государственные идеологии можно условно разделить на две группы:
1. Либерализм
2. Антилиберальные идеологии
Либерализм заключается в увеличении общественных свобод для того, чтобы каждый мог делать то, что ему хочется.
Антилиберальные идеологии, напротив, направлены на ограничение общественных свобод, чтобы каждый делал не то, что ему хочется, а то, что требуется той или иной антилиберальной власти. Для этого антилиберальные власти придумывают следующие причины к такому принуждению граждан:
а) Потому что нужно строить нашу великую нацию – национализм
б) Потому что нужно перебить евреев, мигрантов или прочие низшие расы – фашизм
в) Потому что нужно справедливо распределять добавочную стоимость – коммунизм
г) Потому что нужно строить всемирный халифат и жить по шариату – исламизм
д) Потому что нужно всем жить в обществе по христианским принципам – государственное христианство. Именно государственное христианство продвигают христиане во многих странах, стремясь запретить гей-парады, свободную продажу наркотиков, аборты. А также ввести другие ограничения свобод аморальных граждан.
Любое общество (как и любой человек) стремится к определенному балансу между свободами и обязанностями (правилами), которые эти свободы ограничивают. Поэтому, если в обществе усиливается какая-то антилиберальная идеология, то это запускает рост либерализма. А если усиливается либерализм, то это формирует в обществе запрос на рост антилиберальных идеологий.
В СССР доминирующей антилиберальной идеологией был коммунизм, который достиг своего пика в период правления Сталина. После чего коммунизм стал ослабевать, а либерализм усиливаться. К началу 90-х либерализм уже стал сильнее по своему влиянию на общество, чем коммунизм, что привело к развалу СССР, который держался на коммунистических идеях. 90-е и нулевые стали периодом максимального доминирования либерализма, после чего в обществе стал усиливаться запрос на антилиберальные идеологии. Ими в постсоветских обществах стали патриотизм (национализм) и государственное христианство.
Такой коктейль идеологий, состоящий из либерализма, патриотизма и государственного христианства является основным для большинства христианских стран мира. В исламских странах место государственного христианства занимает государственный ислам. В коммунистических – коммунизм. В других – буддизм, индуизм, иудаизм и т.д.
В разных странах разное соотношение идеологий. Например, в Польше и Венгрии выше доля патриотизма и государственного христианства, чем в других, более либеральных европейских странах. В США влияние государственного христианства выше, чем в Европе.
В нынешнее время в западном мире запрос на антилиберальные идеологии столь высок, что элементы этих идеологий начали формироваться даже в среде сторонников либерализма. Некоторые группы сторонников ЛГБТ-сообщества все чаще используют тактику антилиберальных идеологий, т.е. тактику запретов и ограничений. Из-за чего происходит разделение между классическим либерализмом и этой новой идеологией, которая лишь маскируется под либерализм, но использует антилиберальные методы. Классический либерализм подразумевает свободу делать все, что хочется без каких-либо ограничений. И не мешать это делать другим. Но новая антилиберальная ЛГБТ-идеология, усиливающаяся на западе, ограничивает свободы других. В частности свободы христиан на открытое исповедание своей веры. Одним христианам запрещают называть гомосексуализм грехом. Другим запрещают влиять на своих детей, желающих сменить свою сексуальную ориентацию или свой пол. Третьим запрещают проповедовать в общественных местах и т.д.
Все это не соответствует классическому либерализму, а соответствует антилиберальной идеологии, у которой есть перспективы развития. Во-первых, потому что это все же антилиберальная идеология, а на антилиберальные идеологии в нынешнем обществе большой запрос. Во-вторых, это новая антилиберальная идеология, которая не была развита раньше, как другие, уже наскучившие обществу идеологии.
Похожая ситуация уже происходила в прошлом, 20 веке, когда внезапное быстрое развитие получил дотоле неизвестный коммунизм. Но на сегодняшний день в коммунизме разочаровались также быстро, как и очаровались. И образовавшаяся идеологическая пустота может очень быстро заполниться какой-то новой антилиберальной идеологией.
Таким образом, либерализм и антилиберальные идеологии основаны на двух базовых человеческих инстинктах – потребления и самосохранения. Оба инстинкта являются неотъемлемой частью человеческой природы и потому неистребимы в принципе. Каждый из этих инстинктов полезен при условии, что используется в меру и не доводится до крайности. Оба инстинкта взаимно ограничивают друг друга, достигая, в идеале, баланса в жизни каждого конкретного человека и общества в целом.
Если этот баланс не получается удержать – возникают крайности. Избыточный либерализм, как в нынешнее время. Или тоталитаризм, как в тоталитарных режимах 20 века. В случае тоталитаризма, тип антилиберальной идеологии не столь важен. Важнее уровень отклонения уровня свобод в обществе от оптимального. Там, где этот уровень будет отклонен больше всего – создадутся наихудшие условия в обществе. К примеру, в Средневековье, где крайности достигало государственное христианство, условия в обществе мало отличались от условий тоталитарных обществ 20 века.
Этот же принцип в полной мере можно отнести и к либерализму. Чем больше уровень свобод в обществе превышает оптимальный уровень – тем худшие условия сложатся в таком обществе. Будет уменьшаться экономический рост, снижаться социальные стандарты, уменьшаться рост численности христиан, затрудняться миссия церкви. Это происходит в современный период во многих развитых странах из-за переизбытка либерализма. Что-то похожее происходило в жизни апостола Павла во время его проповеди в Афинах, богатом греческом городе (Деян 17 гл). Там также было много свободы, т.к. Павел мог свободно проповедовать на площади, в синагоге и в ареопаге. Но результаты проповеди были очень скромными (Деян 17:32-34) в сравнении с успехами в других, менее свободных городах.
Таким образом, история человеческого общества – это история с постоянными сменами периодов с меньшим или большим уровнем общественных свобод. Демократические страны рано или поздно сменяются тоталитарными, а тоталитарные – демократическими. Процесс напоминает колебательные движения маятника от одного крайнего положения к другому.
Пример маятника дает ключ к пониманию закономерностей таких движений:
1. Смена разных положений маятника неизбежна
2. Чем сильнее маятник отклоняется в одну сторону, тем сильнее он вскоре отклонится в другую, противоположную сторону.
Это важно понимать христианам, желающим использовать свои гражданские права для улучшения общества. Некоторые верующие, к примеру, считают, что не должны использовать свое гражданское право для ограничения общественных свобод. Например, свободы представителей ЛГБТ-общества проводить гей-парады, популяризировать свои взгляды и т.д. Такие христиане боятся того, что эти ограничения свобод приведут к тоталитаризму.
Но это неверное понимание. Такое понимание похоже на то, как если бы человек боялся, что маятник качнется в одну сторону и, чтобы не допустить этого, пытался бы отклонять его что есть силы в другую, противоположную сторону. Это в корне неверная тактика! Движение маятника (или общества) в одну крайность, неизбежно затем приведет к движению в крайность другую. И чем сильнее будет отклонение в одну сторону, тем сильнее будет и отклонение в сторону противоположную.
В случае общества, чем сильнее общество дойдет до крайностей либерализма, тем более сильным и жестким затем будет впоследствии тоталитарный режим. Чрезмерная толерантность и свободы аморальных людей не являются здравыми явлениями и входят в противоречие с инстинктом самосохранения, активируя его во многих людях. Это, в свою очередь, приводит к росту популярности тех или иных антилиберальных идеологий, начиная процесс ограничения общественных свобод.
Поэтому здравая гражданская позиция заключается в том, чтобы отстаивать оптимальный уровень свобод в обществе, а не его избыток или недостаток. При этом в эпоху тоталитаризма более оправданной являлась гражданская позиция по увеличению общественных свобод. А во времена либерализма более оправданы действия по уменьшению аморальных (с христианской точки зрения) общественных свобод. Именно такая позиция будет лучше всего предотвращать современное общество от скатывания в жесткую тоталитарную модель общественного устройства.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.